К разделу "Литература"

Светлана Гребенникова
Пустые холмы - 2007:
фестиваль "неформатной" музыки


Репортаж
трава

Международный open-air фестиваль "Пустые холмы" сравнивают с легендарными фестивалями "Monteray Pop Festival" и "Woodstock", у Репортера же непроизвольно возникли ассоциации с крупнейшим российским хипповским фестивалем "Радуга". Музыка флейт и бонгов, шуршащий ветвями лес и речка, в которой плещутся радужные девушки, разрисованные дзен-буддийским орнаментом люди, в венках из цветов и трав, бегающие нагишом и подставляющие руки первым лучам солнца… Свобода! Позитив! Жизнь! Пожалуй, это одно из мест, где люди по-настоящему ощущают себя свободными и счастливыми.

Светлана ГРЕБЕННИКОВА


Наследие духов холмов

"Пустые холмы" (ПХ) возникли в 2003 году в пику музыкальному мейнстриму и популярным коммерческим фестивалям как "территория свободы" - от штампов, тривиальности, клубно-ресторанного формата, а также - влияния социума и отношений "купи-продай". Пилотный open-air фестиваль решили провести на холмах под Тарусой, тогда же кто-то вспомнил скандинавскую легенду о том, как древние пиплы, живущие в пещерах, раз в год выходили на солнце и устраивали в его честь праздник с песнями и плясками. Этот миф народу пришелся по душе, более того - со временем он "оброс" "подробностями" по поводу "духов холмов", которые в летние ночи витают над водою, кострами…и сценами. Кстати, духов можно было приобрести на фестивале в качестве сувенира - магического талисмана за любую "разменную монету".
За 7 лет своего существования фестиваль впитал в себя множество стилей: джаз, блюз, фолк, панк, электроника, экспериментальная музыка… С каждым годом масштаб действа увеличивался: так в 2005 году - было 2 сцены, в 2006 году - 3 сцены. В этом году усилиями Вофки Кожекина была создана четвертая, посвященная Вени Д'ркину. Ежегодно на фестивале собирается огромное количество музыкальных бэндов. Гостями фестиваля успели побывать "Флер", "Нагуаль", "Ва-та-га", "… и друг мой грузовик!", "Птица Тылобурдо" и др. не менее интересные товарищи.
В этом году ПХ переехал с тарусинских холмов на холмы под Малоярославцем (Калужская область). На огромных полянах разместились три сцены: красная, желтая и зеленая (не забываем и об альтернативной Дркинской сцене!). Что касается музыки - заявок на участие было принято неимоверное количество (228!). Конечно же, предпочтение отдавалось "ветеранам"-пустохолмовцам, но и новые имена не были обделены вниманием. Всего выступило более 40 групп. Четыре дня с 9 по 12 июня на четырех сценах в режиме нон-стоп они дарили людям позитив.
Уже со второй половины пятницы 8 июня на холмах, как после дождя, стали появляться палатки. И хотя сцены только строились, люди вокруг них тусовались, наигрывая на варганах, гитарах и тому подобном. Мы же свою летопись поведем со следующего дня…

Denь I: "Мы строили-строили и, наконец, построили"

Вечер 9 июня… Репортер прибыл на ПХ как раз вовремя, надел хипповскую рубашку, ленточку "чтоб крышу не снесло"… а тут такое дело - на-стройка полным ходом. Конечно, чил аут тоже вещь прикольная, поэтому пошли слушать как пиплы настраиваются. Однако терпения хватило ненадолго, благо народу, куда ни погляди, куча позитивного - знакомься, отдыхай на всю катушку, медитируй на природу… Но, наконец, луна разбудила духов холмов, и пошло зажигалово. Сначала из леса ветер стал доносить таинственные звуки, которые при ближайшем рассмотрении оказались творениями Ромы ВПР. Потом воздух зарядился каким-то невероятным фолком. Появились глотатели огня и люди в черных капюшонах, играющие на бонгах… Все это смешалось и нельзя было понять, что происходит. Глядя на fire-show, слушая психоделические ритмы, пустохолмовский народ, а их теперь только так и стоило называть, просыпался для жизни в Свободе. Ясность в умы полуночных слушателей внес коллектив "Опа-Новый Год" - отличный питерский проект с элементами ска, сальсы и румбы. Позитив хлынул в массы - представьте себе залитую ночным солнцем поляну и несколько сотен людей, танцующих в стиле латино! Следующие музыканты, "Exit Project", так, кажется, они назывались, к сожалению, не порадовали: песни на мотив "Pink Floyd" с претензией на родство с "Арией"… От такого подражания Репортера почему-то жутко передернуло. Но людей от костров, как ни странно, сразу сдуло в сторону сцены… Пора признаться, что большое количество групп Репортер своевольно проморгал, забил ни них или просто, как не знал, так и не узнал. Зато… вы услышите о самых любопытных из них, обратите на это внимание! В оправдание себе еще скажу, что сцены-то было 4, а Репортер - 1, вах!

Denь II: "Д'ркин жив!"

Проснувшись к обеду, Репортер стал ждать, когда разгорится костер, чтоб приготовить нехитрую пищу, и когда же, наконец, заработает Д'ркинская сцена. Братья-звукари постарались, и часам к 4-5 вечера это случилось!
Веню Д'ркина (он же Дрантя, он же Саша Литвинов) без ложного пафоса Репортер назвал бы "не взошедшей звездой андеграунда": музыкант, поэт, художник, сказочник… При жизни его слушали 20-30 друзей, но еще тогда музыкальные критики отметили его гениальность. Умирающего от рака крови, "крылья под капельницей", его разыскала звукозаписывающая студия, наконец, осознав, что теряет страна. Все пластинки, кроме "Крышкин Дом" и "Все будет хорошо" вышли после смерти Вени Дркина. Каждого, кто слышал хотя бы одну из песен Д'ркина, охватывает экзистенциальный трепет при первых же аккордах. В память о Вене Д'ркине его поклонники проводят музыкальные фестивали, т.н. Дрфесты.
Вот и на ПХ Кожекин решил устроить Дрдом на выезде. В основе выступления каждой группы лежало несколько песен Д'ркина. На свое усмотрение Репортер отметил молодой музыкальный коллектив Сарру и "Время Ч" как продолжателей новой интеллектуальной песни. В принципе, стандартный набор инструментов: бас-гитара, ударные, флейта. Только вместо акустической гитары - мандолина. И невероятно сильный, энергичный женский вокал (Сарры). Группа "Время Ч" соединила в себе трагедию Янки Дягилевой и энергию Умки, в них слышатся отголоски европейского рока и бардовской песни. Смесь горючая, предупреждаю! После них были сумасшедшие пляски группы "Тут как тут". Как всегда интеллигентный Дима Твердый и играющий в городского сумасшедшего Сундук. Как только Дима взял в руки гитару, пошел дождь, а после песни "Законопослушный сумасшедший" крышу просто снесло - навес над сценой стал подниматься в небо, и появилось ощущение, что все мы летим в космос на воздушном шаре. Потом была Рада без Терновника, зато - с музыкой, производящей магическое действие на слушателей, спокойной энергетикой, голосом бьющего из скалы родника.
В это время на зеленой, свободной сцене, каждый желающий мог что-то сыграть. Пели и свое, но в основном - Умку, реже людей прорывало на "Башню Рован" и тому подобное. Желтая же, акустическая сцена, совершенно не защищенная от потоков дождя и порывов ветра, отличилась тем, что собрала у себя под крылом весь "свет" блюзовой музыки. Чего стоит "Boogie Chillen" московская группа, исполняющая классический блюз в чикагском варианте, мрачноватый и эмоциональный. Забавные и ироничные "Эталобстеры", которым, кстати, не помешало бы избавиться от влияния Кустурицы. Много ожиданий было, конечно же, от Сергея Летова и группы "Кафтан смеха". Однако они настраивались более часа, чем смутили основную массу народа. Зато потом на скрипке и духовых выдали просто обалденные вещи.

Denь III: "По небу летают менты, или время регги"

Музыка - не единственное, что вдохновляло на Пустых холмах. Уже стало традицией арт-обустройство пространства фестиваля: все три поляны, соединенные между собой мостами через р. Лужа заняли диковинные существа из папье-маше, пенопласта и фольги. Над людьми парили серебристые птицы, в воде плавали огромные кувшинки, а на деревьях росли бумажные цветы. Ночью берега реки подсвечивали фонарики в виде глаз: идея разноцветных фонариков тоже давняя традиция Пустых холмов, ведь именно в момент зажигания на землю возвращаются духи. Да и по земле ходили очень странные существа: крылатые девы в белых одеждах и демонический черный человек на ходулях. Постоянно шел блюзовый и перкуссионный джем, периодически проходили мастер-классы по игре на африканских и восточных барабанах, отовсюду звучала этническая музыка. Сахаджа-йоги проводили практику "Свободного дыхания" и обучали пустохолмовцев медитации.
Ночь третьего дня выдалась жаркая. Началось все с выступления на Дркинской сцене "Станции мир", Вофки Кожекина и лучших харперов нашей необъятной родины. На желтой в это время музыкально удивляла "Серебряная свадьба". Так называемый "пригородный шансон" звучал стильно, жизнеутверждающе и, надо сказать, поэтично. В то же время этому коллективу, а ля кабаре, не занимать здорового стеба. Красная сцена отдала микрофон народу. Когда же Кожекина на сцене сменили самарцы из "Camara Джем", желтую, акустическую сцену оккупировали белорусские регги-музыканты из "Аддис-Абеба". Остроумные ребята сразу завоевали расположение публики, спев песню о ментах, которых к слову, на фестивале не наблюдалось, за небольшим исключением, так сказать, "в помощь". Больше же всего Репортера поразила питерская группа "The Dartz". Кельтские мотивы и отвязные пляски. Фэнтэзийное ощущение не покидало целый вечер. Аналогичный по энергетике этно-проект - группа "Yoki", играющие музыку, уходящую корнями в народные традиции северо-востока России. Танцевальный блок продолжила еврейская группа "Наеховичи". В общем, Репортеру приходилось летать между сценами, сохраняя при этом просветленное лицо. Летание завершилось выступлением Геры Моралеса, после которого пришло великое откровение: "Любое творение - кайфово в меру своей кайфовости!".

Denь IV: "Все на "ВЫХОД!"

Странная природа у некоторых вещей: уезжать с фестиваля пришлось под группу "Выход". Последний день работала только желтая сцена. Уже никто не брался за свободный микрофон, а общий барабанный джем холмов затих после приезда Умки. Она просто взяла гитару, села на траву у "разоренной" за эти дни пустохолмовской кафешки и запела. Надрывный саунд оторвал многих от сцены, где в это время колбасился Рома ВПР. Регги осталось во вчера, утро вторника началось с психоделики и ритм-энд-блюза. Но когда до ушей донеслись первые ноты группы "Выход", Умка бросила гитару и командировала народ со словами: "Такое нельзя пропустить!". Силя, он же Сергей Селюнин, - великолепный мелодист, гармонично соединивший лиричность и рок-н-ролльный драйв. На ПХ вместе с Петром Акимовым он играл хороший андеграундный рок, с оглядкой на хипповские 60-ые.
А далее, после выступления уже на большой сцене Умки и Броневика, люди из разных городов начали потихонечку трогаться в путь-дорогу. Солнце зайдет и никого не останется на трех полянах под Малоярославцем. И только Лужа будет напевать песню духам холмов…





К началу


(с) Светлана Гребенникова