К разделу "Литература"

Светлана Гребенникова
Умка Умка и Броневик:
"Понты нас не привлекают!"


Интервью с А.Герасимовой перед концертом в Самаре
Они могли бы собирать тысячные залы, но ограничиваются небольшими клубами. В клубной атмосфере Умка уютнее себя чувствует, тепло и по-домашнему, ведь на ее концерты ходят только друзья. Традиционно, выступление проходило в баре "Сквозняк". Кстати, для друзей Умка, как всегда, приготовила приятный сюрприз: помимо нового альбома "Ломать не строить", который удивит постоянного слушателя "Умки и Броневика" новым звучанием, она привезла свои "Стишки". Перед концертом Репортеру удалось пообщаться с Умкой и, наконец, задать ей "наболевшие" вопросы.


Светлана ГРЕБЕННИКОВА


СГ: - "Умка и Броневик" до сих пор выступает на разных сейшнах, фестивалях, делает квартирники, в общем, не оставляет хипповскую тусовку. Последний раз вы были замечены Репортером на фестивале "Пустые холмы"… Не устали ли вы от такой жизни, от тусовок?
АГ: - "Пустые холмы" - хороший фестиваль! Самый живой. Мне нравится, что там бесплатный вход, что он такой небольшой, совсем непопсовый… Ни одной рекламы они не делали, никаких там пивных спонсоров не привлекали... Но я же не ради тусовки на такие фестивали езжу. Я, в общем-то, и не тусуюсь. Просто езжу по разным городам и играю. А так чтобы вот так, поднял руку и поехал, со мной этого не было, наверное, уже лет десять… или больше.
- Все равно подобные мероприятия обычно же рассматриваются с точки зрения общения между музыкантами, встреч с интересными людьми, наконец, с фанатами?
- Я надеюсь, у нас нет и не будет фанатов. А будут только друзья. Фанаты - это вообще очень тупые люди, которые кому-то поклоняются. Я не хочу, чтобы у меня были фанаты. Я думаю, что наша публика достаточно умна, чтобы не фанатеть. Если у меня на концерте вдруг появляются люди, которые ведут себя как фанаты, ну, я над ними смеюсь, не жестко, конечно, но над ними можно только посмеяться.
- Фанатизм, конечно, плохое явление, однако, оно характерно для подросткового возраста… И потом, я, например, не видела ни одной хипповского флэта, не увешенного постерами. Или это из "другой области"?
- У нас подростковый возраст не слишком представлен. Средний возраст, я думаю, лет 25. У многих висят на стенках наши плакаты. На концертах мы раздаем их. Но отличие в том, что мы делаем их для радости, а не для поклонения. Просто чтобы людям что-нибудь подарить. Мы их самодельно делаем: на принтере отпечатываем. Сегодня вот только диски довезли, и то хорошо... Я вот книжку стишков сделала, тоже сами на принтере отпечатали, будем дарить…
- Умка, скажите, а пребывание в андеграунде, это ваш личный выбор или жизненное обстоятельство?
- В каком шикарном мы сидим клубе! Ничего себе андеграунд! По-моему, это совершенно центровой клуб. Мы, в общем, играем в лучших клубах страны и я не знаю, что здесь андеграундного. Андеграунд - это котельная какая-нибудь, подвал, кухня... Это андеграунд. А здесь на тебя приходят 300 человек. Конечно, по сравнению с кем-то...
- Ну, вот Гребенщиков тысячные залы собирает, Кинчев...
- Ну, пускай собирают. Мы бы тоже могли собрать большие залы, если бы у нас были деньги на рекламу, скажем…
- То есть все упирается только в пиар?
- Я думаю, что да. Просто Гребенщиков очень давно начал и вышел на сцену задолго до появления вообще советского рок-шоу-бизнеса. Довольно несчастное устройство, я бы сказала, этот советский шоу-бизнес. И рок-бизнес в частности. Его просто слушает больше людей. Мне это совершенно не интересно, я не люблю играть в больших залах. Там обычно звук плохой и нет такого контакта со зрителем. Стадион вообще худшее место, на котором можно играть. А фестивали вот другое дело. Особенно такой как "Пустые холмы"! В этом году нас хотели позвать на "Нашествие", но "Нашествие" отменилось... Не из-за нас, конечно. Нам особо не пришлось стоять перед выбором.
- Но это же коммерческий, из серии "пивных", фестиваль…
- А почему нет, нас вполне приличный человек пригласил!
- Для вас главное дружеское приглашение?
- Главное - это личный контакт и симпатия к конкретному человеку, когда ты видишь, что директор клуба адекватный человек, что есть нормальное отношение к нам, а не так: приехали какие-то страшные рок-музыканты, их надо поскорее куда-то запихать, поставить им ящик водки и охраны побольше. Но такое очень редко встречается… Постепенно все цивилизуется: виден хороший рост клубов масштаба "Сквозняка" по всей стране. Но я должна сказать, что до сих пор лучшего музыкального клуба, чем "Сквозняк", я по всей стране не знаю. Для музыканта самое главное что - звук. А здесь звук очень хорошо организован. И публика в Самаре замечательная. Самара - культурный город, как мне кажется.
- Приходилось ли вам сталкиваться с людьми, которые хотели бы заработать деньги на "Умке и Броневике"?
- Нет. Многие спрашивают. Дядечка продюсер никакой не приходил. Есть такой миф, что Умке ничто не нужно, у нее все есть. Ну и мы, в общем-то, этот миф не развенчиваем. Потому что у нас и правда все есть. У нас есть наша публика, наши диски, есть какое-то всенародное признание, теплота и друзья по всей стране. Все устраивает! А оттого, что начнут нас слушать миллионы, денег и счастья нам не прибавится, денег прибавиться у дяденьки.
- А счастье что для вас - свобода?
- Да, хороший ответ сама и дала! В том числе. Например, мы потеряем возможность ездить в метро. Когда, например, пробки, я с благодарностью думаю о том, что у меня нет всенародной популярности. Да на самом деле, у нас настолько испорчен массовый вкус, настолько низкие потребности у населения, что я только радуюсь, что мы не популярны. В общем, скажем так: нас пипл не хавает, это хорошо, потому что он нас не схавает!
- Ходит про вас и еще один миф, что вы на свои концерты часто автостопом едите.
- Нет, как же можно ездить автостопом, впятером? С гитарами, барабанами… Да и когда далеко за сорок, это довольно трудно. Конечно, это - миф.
- А на Арбат выходите поиграть, иногда?
- Нет, теперь нет. Как только у меня появилась возможность играть в клубах, я перестала играть на Арбате. Да и что там может быть интересного?
- Вот, например, группа "Биллис Бэнд" любит поиграть в подобных местах…
- Может быть, они вышли один раз поиграть по приколу. Я не думаю, что они на это время тратят. На Арбате, кстати, не с кем стало общаться. Пообщаться я могу в клубе, после своих концертов. Тусовки сейчас там нету, и интересные люди туда не ходят. Ходят только попрошайки и пьяницы. Ну и попсовая публика, и туристы со всей страны. Плоховатое место.
- А в каких местах вам уютно?
- Да масса прекрасных мест, главным образом, конечно, не в городе, а где-то в Крыму, например. Летом поездишь по Крыму, по всем этим небольшим поселкам, где в скалах все гнездятся... живут в палатках... Здорово, приезжаешь, и как дома, все тебя знают. Так приятно. Весело.
- В Лисьей бухте, наверное, были?
- Я не по той части специалист. Я люблю часть, которая ближе к Севастополю. Симеиз, Фарос. Симеиз вообще моя вотчина!
- Вас приглашали записываться в профессиональной студии?
- Профессионально звучим мы уже давно! Уже 4 или 5 альбомов нормально записаны. Их можно крутить по радио, если кому-то захочется. Сейчас в принципе плохих студий-то уже и нет. Надо очень постараться, чтобы плохо записаться. А мы 10 лет записываемся, и за эти 10 лет мы, так сказать, на своей шкуре проследили все стадии развития цифровой и аналоговой записи. И так пробовали, и сяк... И, в общем, мы пришли к выводу, что сейчас продукт дорогой студии ничем не отличается от продукта дешевой. Стоит одна и та же программа, и в ней работает звукорежиссер. Все зависит от ушей человека, который это делает, и оттого, что хочет группа. Если группа хочет, чтобы было погрязнее, он сделает погрязнее, хочет почище - пожалуйста! Очень все упростилось в этом смысле. Так что ездить в Лондон для того, чтобы тратить там 30 тысяч баксов на один альбом, это понты, конечно! Эти понты нас совершенно не привлекают.
- А пытаетесь искать новое звучание? Вставлять всякие современные штучки...
- Самая современная штучка - это живой звук. В последнее время все именно к этому склоняются. Последние лет десять на Западе очень моден гаражный, грязный, сырой, такой необработанный, как в старину, в 60-х звук. А мы вот иначе и не работали никогда. То есть мы не экспериментируем, ничего особо не делаем... Как работали, так и работаем.
- А литературоведением, переводами сейчас уже не занимаетесь?
- Некогда теперь. Концерты играть интересней, на студии работать интересней, то, чем я занимаюсь интересней, чем литература. Потому что литература - это все-таки подобие жизни. А концерты - это сама жизнь в самом ярком своем проявлении!





К началу


(с) Светлана Гребенникова