К разделу "Литература"

Светлана Гребенникова
Силя Сергей Селюнин:
"Никогда не надо делать "в стиле"!"


Интервью с Сергеем Селюниным в арт-клубе "Бумажная луна" в Самаре

31 мая в арт-клубе "Бумажная луна" неожиданно появился Силя (Сергей Селюнин) в облегченном составе группы "Выход". О его приезде стало известно буквально за несколько дней до концерта. Чисто заглянул в Самару на огонек по дороге в Екатеринбург. "Позвали - приехал! - как говорит он, - А вообще я сам смотрю: "Ммм…а вот здесь мы, кажется, не были, хорошо было бы устроить! Тут же находится человек, которому "это надо"…".
В силу каких-то ему одному известных соображений, Силя отказался от популярности, он не мелькает по хит-парадам и не смотрит с обложек глянцевых журналов. О нем не пишут музыкальные критики, да он и сам недолюбливает все эти "разговоры ни о чем". Хиповая свобода, рок-н-рольная культура и фестивальные тусовки! Старые, добрые 60-ые… Он будто до сих пор живет в них… Любит словечко "кайф", выступает по небольшим клубам и сам продает "фирменные майки" и диски группы "Выход".
…Где-то на периферии питерской музыкальной жизни есть "Выход".



Светлана ГРЕБЕННИКОВА


СГ: - В "Выходе" периодически играют Петр Акимов, Олег Сакмаров, Владимир Белов… У вас есть постоянный состав, или от случая к случаю?
СС: - В Питере сейчас все музыканты играют, где кто может. Все знают друг друга, и все когда-то да пробовали играть с тем или с другим. Поэтому постоянного состава не наблюдается у многих. У нас самый стабильный состав - это я и Вова Белов (экс- виолончель группы "Башня Рован"). Я его называют "лайт", облегченный. Бывает, пригласишь человека поиграть один раз, а он так и останется (смеется). Так и срастутся отношения. Вот первый раз увидел Вову и понял, такие встречи случаются не случайно. Это человек, который действительно хочет играть. А знакомы мы с ним были давно, лет 20 точно. Иногда бывает, выезжаем в Москву в электричестве, с барабаном и басом. А еще есть такой состав - "Выход - Апокалипсиха" с тремя виолончелями. В этом составе играет Орлов (группа "Мельница"). В зависимости от того, где проходит концерт, сколько по времени туда ехать, и с чем он связан, мы выбираем оптимальный состав. Иногда есть и "экстра-лайт" - это я один. Есть еще акустический вариант - с флейтой (последнее время с нами играет Олег Сакмаров). Белов вот совсем списался из "Башни Рован", которая сейчас играет в электричестве.
- Вас называют культовой фигурой питерского рок-андеграунда… Насколько серьезно вы относитесь к подобным высказываниям?
- Это же песни. Просто творчество, а не какая-то великая музыка. Естественно, все делаю я. Я пишу слова, музыку… Не надо сидеть и вместе, всей группой, думать - оп, арт-роковая инсталляция!.. Которую можно декларировать на Советском Съезде. …Но я к этому отношусь очень серьезно. Я же все бросил в жизни, и стал заниматься только этим. Я ученый по образованию, физик. Вова, кстати, тоже ученый - биолог. Вот, у "Queen"-ов тоже - химик, биолог, а барабанщик вообще стоматолог! Человек занимается тем, что ему интересно. Если бы я занимался физикой, кто знает, чтобы получилось бы. А так я начал заниматься музыкой. И вот так вот…
- Все ваши альбомы не похожи один на другой. То регги-музыка, то самые настоящие рок-н-рольные композиции, то хэви-металл… Вам нравятся эксперименты?
- Меня часто упрекают в том, что у "Выхода" нет одного стиля. Никогда не надо делать "в стиле". А с тех пор как новых стилЕй так много, по четыре названия через черточку в стиле, просто не получится следить за ними. Считается, что альбомы должны быть похожими, автор должен узнаваться. А у нас - эклектичность полная. Но мне нравиться запечатлевать те состояния, которые у меня в какой-то момент были! А они же всегда разные. Нельзя придавать какие-то усилия, чтобы сохранить один стиль. Ритм. Голос. Варьирование звуков. Мне нравится, что звучат разные песни, кайф еще тот. У меню всю жизнь - постоянное изобретательство. Недаром же я физик.
- Много слышали о вашем проекте "Выход - Апокалиптика". Что вас заставило сделать "ответный ход" финской группе "Апокалиптика"? Почему не одна, не две, а три виолончели?
- "Выход - Апокалиптика" - это намек на внешнее представление группы "Апокалиптика". Но мы называем себя, чтобы не красть чужой брэнд, - "Апокалипсиха"! Звучание тоже, а написание другое (имеется в виду - песни Селюнина в "тяжелом" оформлении!)… У нас с "Апокалиптикой" свои связи. Но это, конечно, не значит, что они знают о нашем существовании. Ну, грузилово такое у них нормальное. Виооо, виооо!… А о виолончелях - это древняя история. Традиционно в Питере они используются со времен "Аквариума". До этого их никто не использовал, все считали, что это прерогатива Ростроповича. Я этот состав виолончельный очень люблю и иногда называю "аквариумизмом". Такая игра в аквариум... хотя, что играть... и что понимать под словом "играть"... Нас так как-то в сети назвал сын Сакмарова, провокатор (!), специально, чтобы вызвать дискуссию.
- Кстати, многочисленные названия наркотиков в песнях, это тоже, чтобы дискуссии вызывать, или особая тема вашего творчества?
- НОркотики-то?! Анаша что ли? Это не тема. Эти слОва можно заменить любыми другими. Просто тОгда так лучше звучало. Вот у песни "Брата Исайи", например, - ищите сколько угодно, - нет никакого религиозной основы. Это моя самая простая песня. Я пою ее уже 25 лет и - кайф. Как она родилась? - просто стечение красивых звуков. И так во всем творчестве. Эти слова просто откуда-то выскочили! Вот про анашу. Название (для наркотика) просто смешное, анаша здесь - это символ интимного единства. Можно было бы конечно водку с огурчиками пить, если бы это было красиво. Вот такие здесь вещи есть тонкие... А "Бугор" просто красивая песня, там такая мелодия заводная. Все образы держатся на слове "косяки"... Вменяемая мелодия, родная. А не пумпа-пумпа… Такие незамысловатые переборчики…
- Если не ошибаюсь, вы были в прошлом году у нас на Грушинском фестивале?
- Ну да, я там молотил. На альтернативной сцене, где барабаны играют. Где регги очень много было, и дождь лил. И в Самару мы год назад приезжали, в Подвале выступали. А в прошлом году, кстати, в прессе написали про пеньковую сцену, что там собрались одни наркоманы и отмороженные. И валялись вкруг сцены. Даа… Ничего, тогда я съездил с удовольствием. А сейчас подумал, есть ли у меня желание… Неа, все приедается, больше не хочу! Есть такой фестиваль "Анти-Груша", где собираются молодые группы и - бах-бах! - конечно, не слушают ничего, больше - пьют. Эти совсем не барды. Вот "Скиф" есть, интересный фестиваль, на котором я ни разу не был.





К началу


(с) Светлана Гребенникова