Публикации
Главная Выход Регистрация

Меню сайта

Публикации
Общая [2]
Наше творчество [7]
Здесь мы публикуем кое-что из нашего литературного творчества
Около литературы [2]
Заметки, эссе, примечания, рассуждения, случайные мысли...
Философия, религия, наука [2]
Философия, религия, наука

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Колокола
» Каталог статей » Философия, религия, наука
Колокола

Колокола
КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ.

Невозможно представить себе Россию без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Древние и вновь отлитые колокола зовут прихожан в церковь, возвещают о самых важных моментах Богослужения. Кроме этого, колокольный звон является музыкальной проповедью, вынесенной за стены храма. Она невольно отрывает все мысли людские от земных забот, заставляет задуматься о Вечном, будит уснувшую совесть.
Сам Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он "пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Мф. 24, 31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит, о трубе Божией, при которой совершится изменение живущих людей в бессмертных, и воскресение умерших (1 Кор. 15, 52; 1 Фее. 4, 16 - 17).
Знаменательно, что в раннехристианские времена, в IV веке, египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись именно трубы для тех же целей, для каких впоследствии стали употребляться колокола.
Слово «колокол», по догадкам некоторых ученых, имеет корень с греческого «калкун», означающее клепало или било. Это металлические или деревянные доски длиной около одной сажени, по которым ударяли колотушкой. Именно их в древнейшие времена применяли на Руси для получения звуковых сигналов. Также есть предположение, что слово «колокол» образовалось от латинского кампан, потому что литье первых колоколов происходило в Италии, в провинции Кампанья. Колокола при христианских храмах вошли в употребление на Западе в конце VI века. В Византию они проникли только в IX веке и употреблялись крайне редко. При взятии Константинополя турками колокола были уничтожены и сохранились только в немногих местах Сирии и Палестины. Турки запрещали колокола под тем предлогом, что будто бы звук их возмущает покой душ, витающих в воздухе. В русских летописях о колоколах упоминается под 988-м годом.
Литье колоколов развивалось у нас очень быстро, так как при большом количестве строившихся церквей потребность в них была повсеместной. Колокола обыкновенно отливаются из так называемой колокольной меди, состоящей из сплава 78 процентов чистой меди и 22 процентов олова. Но бывали примеры, что колокола делались из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. Известно, что в Соловецком монастыре находятся глиняные колокола, неизвестно когда и кем слепленные.
Каждая колокольня с колоколами – неповторимый музыкальный инструмент со своим особо звучащим набором колоколов. Каждый звонарь – уникальный исполнитель. Русские звонари никогда не настраивали колоколов по классическому звукоряду, но к их подбору относились весьма ответственно, исходя из собственных опыта и вкуса. Они выработали трехголосный стиль музыки звонов, позволявший создавать удивительно красивые композиции. Понятно, что церковный звон давно стал у нас народным искусством.
Главное достоинство колокола состоит в том, чтобы он был звонок и имел густой и сильный гул. Одни из лучших по тону колоколов в России находятся в Ростове Великом. Ростовская звонница замечательна своим устройством и музыкальными звонами колоколов. Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2000 пудов, второй в 1000, третий в 500 и так далее до 20 пудов и менее. Всех колоколов тридцать. Звонари становятся так, что могут видеть друг друга и соглашаться в такте. Самые известные колокола Ростовской звонницы это Сысой, Полиелейный, Лебедь, Голодарь, Баран, Красный, Козел и Ясак. Еще в 17-м веке в Ростове сформировались звоны: Ионинский, Георгиевский, Акимовский, позже Ионафановский.
К колоколам относились как к людям: им давали имена, их наказывали, отправляли в ссылку, а в случае, если колокол разбивался или давал трещину, о нем говорили: «Погиб».
Согласно церковной традиции, звон колокола не может прозвучать сам по себе. Для каждого звона предусмотрено особое место в ряду чинопоследования каждого из Богослужений. Существует четыре уставных звона: Благовест, Трезвон, Перебор и Перезвон. Благовест звучит перед каждой службой, возвещая об ее начале. Его производят мерными ударами, иногда более редкими, иногда более частыми, в один из самых больших колоколов, имеющихся на колокольне. В праздничные дни после Благовеста серебром рассыпается радостный Трезвон. Он совершается во все колокола ( от больших до самых маленьких ) , которые вплетают свои торжественные голоса в общий колокольный хор, а трезвоном называется потому, что исполняется в три приема.
Перебор и Перезвон также звучат в строго определенный момент. К примеру, Перебор – в Чине отпевания, а Перезвон – в Великую Субботу в Чине погребения Плащаницы ( как медленный погребальный звон) и в Чине некоторых водосвятных молебнов ( здесь Перезвон становится праздничным и довольно быстрым). В очередности вступления колоколов есть особенность: в Переборе колокола будут звонить от маленького до большого, а в Перезвоне – наоборот.
В Великий пост характер Благовеста меняется. Он, по традиции, производится в меньший по размеру колокол – благовестник. Вот как говорил о таком звоне епископ Трифон (Туркестанов) в своем «Поучении о значении колокольного звона»: «Раздается унылый, редкий великопостный звон колокола. Этот звон как бы так взывает к нам: - христианин, встань, пробудись от своего греховного сна, чтобы не постигла тебя вечная смерть! Восплачь о своих грехах, которыми ты осквернил свою душу, омой ее слезами и молись, о, молись, христианин, своему Владыке и Господу, дабы наставил Он тебя на путь покаяния. Из глубины сердца воззови к Нему: - «откуда начну плакати окаянного жития моего деяний, кое ли положу начало нынешнему рыданию, но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Татьяна Брунинь.
Дмитрий Борисов.

Категория: Философия, религия, наука | Добавил: Basist (27 Мар 2006) | Автор: Дмитрий
Просмотров: 784 | Рейтинг: 0.0 |

Комментарии
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Сайт создан в системе uCoz